Я, как Динка из книг Осеевой, "умных людей боюсь". Умные, написанные серьезным языком книги, читаю медленно, часто с карандашом и бумажкой, возвращаясь назад, и частенько признаваясь себе, что ум мой короток, как волос.
Речь идет о действительно умных книгах и их авторах - например, И.Ильин. Способность некоторых деятелей законспектировать пару толковых и энциклопедических словарей по разным специальностям, по принципу "лишь бы наукоообразно и не понятно" - не в счет.
"Курсив мой" Берберовой я хотела прочитать еще в школе, когда в антологии Серебряного века были приведены отрывки ее воспоминаний.
Что могу сказать. Женщина не глупая, наблюдательная... но мало того, что сквозь ее текст надо пробираться, как через каменные завалы, и не знаешь, какая глыба тебя накроет, а какую ты не сможешь протолкнуть вперед, хоть до костей руки обдери. Она бесплодна, как та сухая смоковница. Дело не в детях, она декларирует жизнь ради жизни, но никому, и ей в том числе, эта жизнь не принесла пользы, прошла в разговорах по кафе и редакциям, каким-то встречам с людьми, которых автор не уважала, и не скрывала этого.
Свобода, как и любая ценность, хороша только если ты ее сознательно ограничиваешь, отдаешь вместе с частью себя. Неограниченная я-свобода - сухостой.
Окончательно меня "добило" то, что автор, неизменно сбивающийся с академического изложения на блажной бабский визг при упоминании монархии (меня не отношение к царям-королям коробит, у каждого право на свое мнение, а именно эта площадная истерика), походя поливающий грязью врангелевскую армию (всю, без разбора чинов и званий), считает для себя приемлимым общаться с человеком, запятнавшим себя в России и эмиграции всеми грехами, включая растление малолетних, а во Вторую Мировую отправившимся в Россию переводчиком в немецкой армии (вполне понятно, что и где он там переводил). Или, рассуждая о высотах французкой литературы, называет знаменем 20 века произведение, посвященное двоим убийцам (уголовным). Для меня это посвящение - как минимум повод задуматься о нравственных ориентирах автора, но, право же ,что я понимаю в умных книгах...

Не везет мне последнее с новыми книгами, остается дождаться Джерома или сразу пойти Фрая перечитывать - умыться, так сказать, после приобщения к миру умных людей))